Воскресенье, 19.05.2024, 12:06
Приветствую Вас Гость | RSS

Экспертно-аналитический центр Вектор-юг

Главная » 2011 » Май » 26 » В Ялте прошел круглый стол на тему «Ислам и демократия в современном глобализирующемся мире» (ФОТО)
17:08
В Ялте прошел круглый стол на тему «Ислам и демократия в современном глобализирующемся мире» (ФОТО)
15 мая в рамках ежегодного семинара «Этничность и власть: международные конфликты, терроризм и новые угрозы глобальной безопасности» прошел круглый стол, посвященный проблемам ислама и демократии. Организатором семинара являлись Таврический национальный университет им. В.И.Вернадского, Норвежская гуманистическая ассоциация, Сеть культурного обмена и межэтнического доверия. Круглый стол был организован при участии Экспертно-аналитического центра «Вектор-Юг», при непосредственной поддержке Фонда «Соотечественники». В качестве экспертов в мероприятии приняли участие представители исламоведческих кругов России и Украины, научного сообщества Белоруссии, Казахстана, Индии, Дании, Норвегии, Швеции и Швейцарии.

В своих докладах эксперты обсудили отдельные аспекты ситуации, сложившейся в исламских сообществах Ближнего Востока, а также Крыма, затронув ситуацию на российском Северном Кавказе.
Руководитель центра междисциплинарных исследований Владимир Кушниренко посветил свой доклад феномену исламской демократии. По мнению эксперта, существуют различные подходы к исследованию цивилизаций, при этом часто наблюдается отход от объективного научного дискурса. Это особенно заметно при исследовании исламской цивилизации, достаточно вспомнить концепцию «Столкновения цивилизаций» Сэмюэля Хантингтона. Задача современных исследователей – вернуться к научному критическому осмыслению. В оценке исламской демократии присутствует эмоциональный подтекст. Чтобы понять, что такое исламская демократия, необходимо погрузиться в социокультурные реалии современного исламского мира. «Кабинетное исламоведение» очень часто сформировано в политизированном русле. Часто нет понимания реалий современных исламских сообществ, которые также нужно изучать, а не ограничиваться рамками изучения догматики. Необходимо создание общей методологической базы исламских исследований, заключил эксперт.

В своих комментариях к выступлениям старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Фасих Бадерхан отметил, что для понимания происходящего сегодня на Северном Кавказе необходимо изучать историю проникновения ислама в данный регион. В связи с событиями на Ближнем Востоке активизируется деятельность мирового терроризма, в том числе, на Северном Кавказе. Сегодня всем пытаются максимально доказать, что война между кавказцами и Россией носит исламский религиозный характер. Однако большинство населения на Северном Кавказе не ощущает себя в рамках радикальных интерпретаций жителями «территории войны», противостоящими натиску против ислама. Исторически большинство мусульман Северного Кавказа были обращены в сторону России. Это осталось неизменным и сегодня, подчеркнул эксперт.

Эксперт аналитического центра «Вектор-Юг» Ринат Патеев посветил свое выступление проблемам модернизации исламских сообществ. В частности, опираясь на анализ идеологических течений в исламе, он отметил их тесную связь с религиозными исламскими мировоззренческими установками. Было отмечено, что традиционный ислам остается достаточно инертным явлением, иногда не способным ответить на многие вопросы современности. В свою очередь, фундаменталистские установки, направленные на культивацию ценностей, противопоставляющих «истинный ислам» «неправильному исламу», являются достаточно востребованными. Это позволяет активно использовать религию в политических целях. Проникновение фундаменталистских установок на Северный Кавказ уже сегодня привело к тому, что даже дети отказываются от своих родителей, считая их людьми, исповедующими «неправильный ислам».

Современный всплеск фундаментализма эксперт связывает с реакцией на процессы западной  глобализации, которые стали активно воздействовать на исламские сообщества. Ответить на эти вызовы могут только модернизаторские концепты, которые пока не получили широкого распространения. Во многом это связано с отсутствием реформации исламской религиозно-философской мысли. Кроме того, эксперт отметил, что сегодня радикальные силы, прикрывающиеся исламом, активно используются в различных геополитических стратегиях Запада. Это приводит к распространению двойных стандартов, делящих террористов и экстремистов на «хороших» и «плохих». То же самое происходит и в отношении Северного Кавказа, заключил эксперт.

Выступление доцента кафедры социальных и философских наук Севастопольского национального технического университета Аммара Каннаха было посвящено организациям исламского фундаментализма, участвующим в современной мировой политике. Сегодня, по мнению эксперта, наблюдается мощный процесс политизации исламских организаций, которые становятся субъектами международной политики. Это наблюдается в Турции, Иране и арабских странах. События на Ближнем Востоке показывают, что даже такие радикальные организации, как «Братья мусульмане», становятся более «либеральными», ориентируясь на образец исламской умеренной модели Турции. Такие ультрарадикальные организации, как Аль-Каида, уже несколько лет не выполняют своей роли. Основная цель данной организации - это борьба с неугодными режимами в мусульманских странах. Противостояние  США с Аль-Каидой скорее связано с попыткой исламистов получить популярность, а не реальная борьба, отметил эксперт. Основной вопрос связан с тем, в каком виде сформируется новый международный субъект политики на Ближнем Востоке: «арабский» или «исламский». Организация «Братья мусульмане» стремится стать основным субъектом, с которым Запад будет готов выстроить диалог, заключил эксперт.

Доцент кафедры истории и международных отношений Филиала МГУ им. М.В.Ломоносова в Севастополе Андрей Мартынкин сосредоточил свое выступление на анализе роли исламского фактора в современных арабских революциях. По мнению эксперта, важным является то, что многие арабские режимы, построенные по светскому западному образцу, потерпели неудачу. Эти неудачи имели как внутриполитический, так и внешнеполитический характер. Реальной альтернативой начинают выступать умеренные исламисты, прежде всего организация «Братья мусульмане», а также отколовшиеся от нее группировки. При этом исламисты все больше опираются на опыт правления умеренных исламистов в Турции. Другим итогом арабских революций стало усиление шиито-суннитских противоречий. При этом наблюдается ситуация, когда СМИ, в том числе западные, стараются сместить акценты именно в сторону усиления внимания к шиито-суннитским противоречиям, заключил эксперт.

Доцент кафедры новой и новейшей истории Таврического национального университета Александр Ирхин сосредоточил свое выступление на роли ислама и политики в Турции. Для западных экспертов наиболее приемлемой и оптимальной моделью мусульманской страны является именно турецкая. Однако Турция утвердилась как светская модель, а не исламская. Это отчасти снижает ее авторитет в глазах других мусульманских стран. Однако США в стратегии формировании Большого Ближнего Востока уделяет роль основополагающей именно турецкой модели совмещения ислама и современного государства.
Широкий спектр выступлений на круглом столе был посвящен ситуации в Крыму. По мнению президента украинского Центра ближневосточных исследований Александра Богомолова, актуализация ислама в Крыму проходила на фоне репатриации самой большой и компактной группы мусульман в Украине. Крымские татары оказались в совершенно новом социальном и политическом контексте.

Произошло институциональное становление – создание крымского муфтията, и самоорганизация общин. Однако исламская среда в Украине является многообразной и существует внутренняя исламская конкуренция. Нынешнюю ситуацию можно охарактеризовать как латентный конфликт между различными группами населения: русскими, украинцами, шире – славянами, и крымскими татарами, которые иногда позиционируются как мусульмане. Основные линии конфликтов связаны со спорами о земле. Существуют конфликты коллективной памяти по широкому кругу вопросов, в основном, исторического характера. При этом пространство для диалога отсутствует, а основным медиатором в данной ситуации выступает СМИ. При этом очень часто ислам в медийном дискурсе выступает как основной маркер культурной «чуждости» крымско-татарской культуры. Существует проблема вандализма в отношении мусульманских религиозных объектов.

В большинстве социальных контекстов этничность и религия выступают вместе, но при этом этничность становится более важным фактором, а исламская составляющаяся всего лишь фоном. Однако там, где речь идет о символах и ценностях, религия выступает на первый план. Кроме того, экспертом широко и обстоятельно были освещены вопросы внутриисламской конкуренции в Крыму. В заключении было отмечено, что в данной конкуренции речь идет о спорах, чей ислам является более «традиционным». Это скорее не догматический спор, а вопрос приверженности к традиционной религиозной практике, унаследованной местными мусульманами от своих предков.

В своем выступлении доцент кафедры политических наук и международных отношений Таврического национального университета Эльвира Муратова раскрыла особенности отражения образа мусульман в медиапространстве Крыма. В русскоязычных изданиях, которые были проанализированы экспертом, представлены следующие основные негативных фреймы (образы). Они изображают крымских татар «исламскими радикалами», «захватчиками земли», «нацистскими коллаборационистами» и т.д. Встречаются и позитивные образы крымских татар как народа с уникальной культурой. Однако в основном доминируют негативные образы.

В частности, в 2009 г. таким негативным образом стали «исламские радикалы». Наиболее часто подобную тему освещала газета «Крымская правда». Отвечая на вопросы, эксперт отметила, что в крымско-татарской прессе образ славян также зачастую репрезентируется в таких негативных образах-фреймах как: «пришельцы», «инородцы», «народ, обладающий низкими моральными качествами» и т.д.
В ходе комментариев и обсуждений профессор кафедры политических наук и международных отношений Таврического национального университета Татьяна Сенюшкина указала, что медиапространство само по себе является достаточно идеологизированным и политизированным. В этом отношении все вырабатываемые образы имеют своих «заказчиков» и преследуют определенные цели. Фактически СМИ создают «пространство конфликта» и насаждают стереотипы. Следует учитывать, что существующее в пространстве СМИ образы не всегда существуют на уровне человеческого общения.

Состоявшиеся дискуссии в рамках круглого стола показали важность сотрудничества научного сообщества и экспертов для преодоления этноконфессиональных противоречий современного глобального мира. Большинство участников мероприятия подчеркнуло конструктивность и значимость проведения подобного обмена мнениями.
В свою очередь, Экспертно-аналитический центр «Вектор-Юг» выражает особую благодарность главному организатору семинара «Этничность и власть» Татьяне Александровне Сенюшкиной и всему оргкомитету мероприятия.











Просмотров: 1885 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Прити  
0
Excellent

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Наш опрос
Приведет ли создание Северо-кавказского округа к улучшению обстановки на Северном Кавказе?
Всего ответов: 55
Copyright MyCorp © 2024
Хостинг от uCoz